Главная » 2015 » Декабрь » 24 » Производство автобензина и дизеля Евро-5 на Сызранском нефтеперерабатывающем заводе
11:20
Производство автобензина и дизеля Евро-5 на Сызранском нефтеперерабатывающем заводе

На Сызранском нефтеперерабатывающем заводе проводится масштабная программа модернизации. Предприятие уже сейчас досрочно перешло (по техническому регламенту это станет обязательным с 1 января 2016 года) на выпуск автомобильного топлива экологического стандарта Евро-5. Это позволит увеличить глубину переработки нефти и повысить промышленную и экологическую безопасность.

У меня была уникальная возможность побывать на производстве и разобраться в том, как устроен нефтеперерабатывающий завод, и задать все интересующие меня, как конечного потребителя, вопросы. Поехали!


Не буду вдаваться в тонкости химико-физических процессов и попытаюсь простым и понятным языком рассказать о том, что происходит на нефтеперебатывающем заводе. Несмотря на огромные площади, резервуары, реакторы, печи и трубопроводы — в целом в процессе переработки нефти нет ничего сложного. Самое главное тут – безопасность. Например, на территории завода можно находиться только в спецодежде и обязательно иметь на плече персональный противогаз (плюс обязательный инструктаж).

2. Начнём с центральной заводской лаборатории. Здесь происходит непрерывный контроль качества – от сырой нефти до конечного продукта. На фото — анализатор, определяющий содержание серы в бензине. Экологический класс Евро-5 наложил жесткое ограничение на содержание этого элемента таблицы Менделеева в бензине, - не более 10 ppm (0,001 %). Сызранский НПЗ, кстати, перерабатывает нефть с достаточно высоким содержанием серы.


3. Несколько раз в день с каждой установки забирают пробы в лабораторию. При производстве топлива проводится самый жесткий контроль качества как компонентов, так и товарной продукции.


4. Переходим непосредственно на производство. Нефть поступает на завод по нефтепроводу и проходит предварительную подготовку — очистку от механических примесей и обезвоживание на электрообессоливающих установках (ЭЛОУ). После этого нефть поступает в ректификационные колонны на атмосферную перегонку, где разделяется на фракции: бензиновую, керосиновую, дизельную и остаток перегонки — мазут. Проще говоря — нефть нагревают, и при различных температурах кипения происходит ее разделение на фракции.


5. Самые легкие фракции собираются вверху, самые тяжелые внизу. Вся суть первичной переработки нефти сводится к тому, чтобы наиболее полно разделить нефть на отдельные узкие фракции, которые являются сырьем для остальных процессов переработки.


6. Бензиновая фракция, выделенная из нефти на установке ЭЛОУ-АВТ-6, направляется на установки каталитического риформинга. Их на заводе несколько. Это процесс каталитической ароматизации нефтепродуктов (процесс образования ароматических углеводородов в результате реакций ароматизации). Основной продукт риформинга — стабильный катализат с октановым числом не менее 95 пунктов по исследовательскому методу, используемый как основной компонент для производства товарных высокооктановых бензинов.


7. Процесс нефтепереработки замкнут и непрерывен, часть продукции с одной установки поступает на другую, с целью повышения качества и улучшения свойств продукции. Территория завода - это сложнейшая система трубопроводов, по которым подается нефть, вода (используется для охлаждения) и продукты нефтепереработки.


8. На фото – установка каталитической изомеризации, предназначенная для производства высокооктанового изомеризата из прямогонной бензиновой фракции.


9. Изомеризат не содержит ароматики, бензола и олефинов, что позволяет производить бензин с высокими экологическими характеристиками.


10. Это комплекс установки по производству водорода. Он нужен для выпуска топлива Евро-5.


11. Это — блок выделения бензолсодержащей фракции (БСФ). Он предназначен для снижения содержания бензола в товарных бензинах с целью доведения их до уровня, определенного техническим регламентом.


12. Объединение в единый комплекс блока выделения БСФ и изомеризации — уникальное решение для отечественной нефтепереработки. Выделенная на риформинге фракция используется в качестве сырья для изомеризации, что увеличивает общий выход автомобильных бензинов.


13. Операторная.


14. Кроме дистанционного контроля операторы должны регулярно проводить визуальный осмотр всего оборудования на работающей установке.


15. На многих технологических установках НПЗ в качестве побочного продукта получается сероводосодержащий газ, который направляется на установку по производству серной кислоты методом мокрого катализа. В результате получается ценнейший продукт химической промышленности — концентрированная техническая серная кислота. Она применяется в нефтехимии, деревообработке, металлургии, сельском хозяйстве.


16. Резервуары также являются частью производственного цикла. Готовая продукция, к слову, в них не задерживается, а достаточно оперативно отгружается потребителям.


17. Примечательно, что на СНПЗ ведется модернизация без остановки производства. В разной степени готовности — ряд новых установок.


18. Одна из них — установка каталитического крекинга FCC (флюид каталитический крекинг). Тут будет использоваться мелкий порошковый катализатор, взвешенный в нефтяных парах или газе, действующий как жидкость. Крекинг происходит в подводящей трубе (райзер), по которой смесь катализатора и паров углеводородов проходят через реактор.


19. Строительство газофракционирующей установки (ГФУ).


20. Также на заводе строится установка по производству элементарной серы (в дополнение к установке по производству серной кислоты).


21. Строительство новой единой операторной. Все вновь возводимые операторные на территории НПЗ бункерного типа, то есть полностью изолированы от окружающего мира, не имеют окон, а вход осуществляется через гермозатворы.


22. На заводе скоро появится современная установка гидроочистки дизельного топлива.


23. Для доставки двух реакторов, каждый весом около 550 тонн и длиной 30 метров был построен причал и дорога к нему.


24. Что в итоге? Завод непрерывно совершенствуется: растет глубина переработки нефти, снижается уровень выбросов. Они и сейчас, кстати, не превышают нормативы.


25. Но на природу меньше воздействует не только сам завод. То самое топливо по стандарту «Евро-5», которое производит завод, при использовании на транспорте обеспечивает гораздо более «чистый» выхлоп от двигателей.


26. Топливо класса Евро 5 позволяет говорить об очищении воздуха городских пространств от выхлопов. Другой вопрос — готов ли автотранспорт наших городов к высокоочищенному топливу, или в ряде случаев Бензин Евро 5 словно микроскоп для тех гвоздей, что пытаются им забить. Впрочем, это вопрос уже не к нефтянникам.


Ну и для самих двигателей автомобилей это тоже благо — бензин и дизтопливо самого высокого качества. Так что выигрывают от такой модернизации и автомобилисты и пешеходы, дышащие не загрязненным выхлопными газами воздухом.

Просмотров: 362 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar